«Можно ли обойтись без наказания»
Цель: Дать родителям возможность задуматься над проблемами воспитания детей посмотреть по новому на использование наказаний, переосмыслить их.
Отношение к наказаниям меняется на протяжении веков, Так в
пословицах и поговорках русского народа отражена необходимость физического
наказания.
Например: «Люби сына жезлом»«Ненаказанный сын бесчестье
отцу»
«Кулаком да в спину – то и приголубье сыну»
Вопросы:
Как вы считаете, что дает наказание ребенку?
Как часто можно использовать этот метод?
Можно ли без него обойтись?
Как вы расцениваете слова А. С, Макаренко о том, что в
хорошей семье, наказанный никогда не бывает и это самый правильный путь
семейного воспитания?
Л. Н. Толстой писал: Наказание вредно потому, что оно
озлобляет того, кого наказывают… Желание наказать, есть желание мести.
Недопустимы физические наказания.

Имелись случаи, когда последствиями физического наказания
были ослабления слуха и нервные заболевания. Но самый большой вред заключался в
том, что физические наказания уничтожают личность ребенка, убеждают его в
собственном бессилии, порождают озлобление.
Физические наказания учат детей неправильному,
нецивилизованному способу решения проблем. Рукоприкладство родителей
освобождает
ребенка от чувства вины, и он считает, что волен поступать
так, как ему вздумается, развивает у него упрямство.
Дети с сильной нервной системой в результате физических
наказаний вырастают грубыми. Дети со слабой нервной системой – боязливыми,
вялыми, нерешительными. У тех и у других вследствие физических наказаний
возникает отчужденность в отношении с родителями.
Наказание нельзя рассматривать как обязательный метод
воздействия. В воспитании детей дошкольного возраста, можно обойтись и без
него, если взрослый учитывает возрастные особенности, вдумчиво относится к
индивидуальным особенностям ребенка.
Если без наказания не обойтись, то надо помнить о некоторых
правилах, которые рекомендует применять В. Л. Леви.
Наказание всегда должно исходить из мотива поступка.
Нередко бывает, что результат поступка оказался тяжелым,
хотя мотив, которым руководствовался ребенок, был положительным.
Например: Ребенок заступился за младшего (девочку) и ударил
обидчика.
Основанием для наказания могут быть безнравственные
поступки:
сознательное нарушение интересов семьи, отказ подчиняться
разумному требованию, неряшливое отношение к вещам, причинение обиды или вреда
кому-нибудь из окружающих, грубость и др.
Чтобы наказание осознавалось ребенком, оно должно быть
справедливым.
Наказание не должно быть слишком частым, так как дети
привыкают
к ним и становятся равнодушными к воздействию родителей.
Следует учитывать сроки давности поступка. Запоздалые
наказания
напоминают ребенку прошлое но не дают стать другим.
Нельзя наказывать и ругать ребенка когда он болен, ест,
после сна,
перед сном, во время сна, во время занятий, сразу после
физической или духовной травмы.
Нельзя наказывать ребенка, когда у него что-либо не
получается, но
он старается.
За один проступок – одно наказание.
Как показывают исследования психологов, для родителей порой
характерно так называемое эгоцентрическое поведение, то есть им трудно понять
особенности поведения ребенка, несхожие с их представлением о должном.
Ситуация для анализа: Четырехлетний Алеша баловался за
столом во время обеда, не смотря на замечания взрослых. В конце концов он
подавился и начал кашлять. Его наказали – поставили в угол. После того, как
мальчик «отбыл наказание» отец спросил его:
— Будешь еще так делать?
— Нет – ответил мальчик.
— А ты понял, за что тебя наказали?
— Да! За то, что кашлял – ответил ребенок.
Вопрос: Какими могут быть последствия? Наказание – сильнодействующий
метод воспитания, но его надо применять осторожно, с учетом многих
обстоятельств. Это и мотивы поступков детей и возрастные особенности. Не
спешите с выводами, не унижайте ребенка. Наказание должно быть педагогически
оправданным.
Комментариев нет:
Отправить комментарий