10.04.2017

Консультация для педагогов.

Развитие мелкой моторики пальцев рук.
Начинать  работу  по  развитию  мелкой  моторики  нужно  с  самого  раннего возраста.  Уже  грудному  младенцу  можно  массировать  пальчики  (пальчиковая гимнастика),  воздействуя  тем  самым  на  активные  точки,  связанные  с  корой головного  мозга.  В  раннем  и  младшем  дошкольном  возрасте  нужно  выполнять простые  упражнения,  сопровождаемые  стихотворным  текстом,  не  забывать  о развитии  элементарных  навыков  самообслуживания:  застегивать  и  расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д..  Моторика  –  совокупность  двигательных  реакций  (общая  моторика,  мелкая моторика кистей и пальцев рук, артикуляторная моторика).  Ученые доказали, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной  проекции  коры  головного  мозга  занимает  проекция  кисти  руки, расположенная очень близко к речевой зоне. Именно величина проекции руки и ее близость  к  моторной  зоне  дают  основание  рассматривать  кисть  руки  как  “орган речи”,  такой  же,  как  артикуляционный  аппарат.  В  связи  с  этим,  было  выдвинуто предположение  о  существенном  влиянии  движений  пальцев  на  формирование  и развитие  речевой  функции  ребенка.  Поэтому,  чтобы  научить  малыша  говорить, необходимо  не  только  тренировать  его  артикуляционный  аппарат,  но  и  развивать движения пальцев рук, или мелкую моторику.  Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности  ребенка  к  школьному  обучению.  Обычно  ребенок,  имеющий  высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты память, мышление, внимание, связная речь.  Задача  педагогов  –  донести  до  родителей  значение  игр  на  развитие  мелкой моторики.  Родители  должны  понять:  чтобы  заинтересовать  ребенка  и  помочь  ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания  покажутся  трудными,  не  забывать  хвалить  ребенка,  но  для  этого  следует знать основные пути ее развития и совершенствования:  Мелкая моторика рук и уровень развития речи находятся в прямой зависимости друг  от  друга,  что  установлено  уже  давно.  Если  моторика  развивается  нормально, т.е.  ребенок  на  определенных  этапах  роста  выполняет  те  или  иные  действия,  то нормально  развивается  и  речь.  Если  же  мелкая  моторика  развита  слабо,  то наблюдаются отставания и в овладении речи.  Умение  выполнять  мелкие  движения  с  предметами  развивается  в  старшем дошкольном  возрасте.  Именно  к  6–7  годам  в  основном  заканчивается  созревание соответствующих  зон  коры  головного  мозга,  развитие  мелких  мышц  кисти.  Этот возраст является сензитивным периодом для развития кисти руки (С.И. Гальперин, 1964г.)  Прежде  чем  приступать  к  работе  по  коррекции  звукопроизношения  у  детей дошкольного возраста, необходимо изучить их личностные качества и учитывать то обстоятельство,  что  у  некоторых  из  них  помимо  недостатков  развития  речи встречаются  сопутствующие  отклонения  в  нервно-психологической  сфере (повышенная  возбудимость,  расторможенность,  расстройство  внимания, неспособность  к  волевым  усилиям).  Поэтому  в  повседневную  работу  с  детьми целесообразно  включать  игры  и  задания  для  развития  общей  и  специальной моторики с учетом индивидуальных способностей каждого ребенка.  Дошкольник  с  низким  уровнем  развития  моторики  быстро  утомляется.  Ему трудно выполнить задания, связанные с письмом, например, обвести какую  – либо фигуру.  Его  внимание  быстро  рассеивается,  появляется  чувство  тревоги.  В дальнейшем это может привести к отставанию в учебе.  Мелкая  моторика  отвечает  не  только  за  речь,  но  так  же  позволяет  развивать координацию в пространстве, воображение, зрительную и двигательную память.  Нарушения мелкой моторики  Существует три основных типа нарушений мелкой моторики: Нарушения  подачи  сигнала  на  выполнение  действия  (например,  при органических поражениях головного мозга, инсульте, травмах головы) Нарушения  передачи  сигнала  (например,  при  болезни  Паркинсона,  в постинсультном состоянии) Нарушения  в  приёме  и  выполнении  сигнала  (при  ДЦП,  травмах  конечностей, недостаточной степени развития ловкости и т. д.)  К 5 годам дети умеют:  - рисовать, используя в изображениях мелкие детали; - раскрашивать, не заходя за контур и не оставляя пробелов; - вырезать крупные многоугольные фигуры; - застегивать пуговицы; - одеваться и обуваться; - шнуровать обувь и завязывать шнурки; - наливать в чашку молоко из пакета; - умываться; - чистить зубы.  ЛЕВОРУКИЕ ДЕТИ Особую  группу  детей  составляют  леворукие  дети.  Около  15%  детей  по  своей природе леворуки. Ни в коем случае нельзя переучивать левшу держать карандаш в правой руке.
 КАК РАЗВИТЬ МЕЛКУЮ МОТОРИКУ?
 1. Массаж и самомассаж кистей и пальцев рук. Ежедневный тщательный массаж кистей рук: мягкие массирующие движения и разминания  каждого  пальчика,  ладошки,  наружной  стороны  кисти,  а  также предплечья.
 2.  Ежедневная  пальчиковая  гимнастика  и  пальчиковые  игры  (со  стихами, скороговорками, звуками): упражнения  выполняются  стоя,  но  меняется  исходное  положение  рук  (перед собой, вверх, в стороны); специальные упражнения на столе (выполняются сидя).
 3.  Работа  с  предметами  и  материалом  (ножницы,  пластилин,  конструктор, прищепки, бусины, крупы и др.)
 4. Теневой, пальчиковый театр.
 5.  Упражнения  в  обводе  контуров  предметов.  Рисование  по  трафаретам,  по клеткам  (зрительные  и  слуховые  диктанты),  закрашивание  контурных  предметов ровными линиями и точками. Штриховка вертикальная, горизонтальная, наклонная, рисование  “петелькой”  и  “штрихом”  (упражнения  выполняются  только  простым карандашом).
 6.  Рисование  несложных  геометрических  фигур,  букв  в  воздухе  и  на  столе ведущей  рукой,  затем  другой  рукой  и  обеими  руками  вместе.
7. Конструирование и работа с мозаикой, пазлами.
8. Выкладывание фигур из счетных палочек.
  9. Освоение ремесел: шитье, вышивание, вязание, плетение, работа с бисером и др.
 10. Домашние дела: перемотка ниток; завязывание и развязывание узелков; уход за срезанными и живыми цветами; чистка металла; водные процедуры, переливание воды (мытье посуды, стирка кукольного белья (объяснить  и  показать  предварительно  все  процессы:  смачивание,  намыливание, перетирание, полоскание, отжимание)); собирание разрезных картинок, ягод; разбор круп и т.д.  При  подборе  игровых  упражнений  следует  принимать  во  внимание  такие принципы: –  игровые  упражнения  должны  приносить  детям  радость,  а  личностные отношения  взрослого  и  ребенка  строятся  на  основе  доверия,  взаимопонимания, доброжелательности.  Ребенок  знает,  что  получит  необходимую  помощь  при затруднениях; –  постепенное  усложнение  игрового  материала,  упражнений,  от  простого  к сложному.  При  предъявлении  игрового  материала,  речевых  игр  следует  учитывать индивидуальные  возможности  ребенка,  в  процессе  работы  они  должны усложняться.  Для достижения желаемого результата необходимо сделать работу по развитию пальцевой моторики регулярной, выделив для этого время на занятиях педагогов и в процессе режимных моментов.   Мелкую  моторику  развивает  все,  что  мы  делаем  руками.  К  примеру,  ребенку старшего  дошкольного  возраста  уже  можно  конструктор  mindstorms  lego  купить  - интересно, и полезно.
Также  расслабить  руку  помогает  сильное  тридцатисекундное  сжатие кистей  в  кулаки:  после  него  руки  сами  по  себе  расслабляются.  Таким  несложным приемам стоит обучить ребенка, чтобы ему было легче на уроках письма.

Комментариев нет:

Отправить комментарий